Сергей Жаворонков, к.э.н., научный работник Университета экономической политики имени Е.Т. Гайдара
Во время кризиса и внешнеполитических неприятностей власти России обозначили свой ответ: улучшение соинвестиционного климата, открытость Российской Федерации бизнесу. Много лет и до этого говорилось о недопустимости «кошмарения» бизнеса, о жизни по несложным и ясным законам. Простота – это, например, презумпция невиновности – как уголовной, так и налоговой. Прежде всего,это относится «налоговой амнистии». Все сделки должны совершаться по рыночным стоимостям - для этого предусмотрены особые правила трансфертного ценообразования, и государство в лице налоговой работы контролирует сделки, предписывая организациям доплачивать налоги при отклонении стоимостей от рыночных. В 2014 году в рамках выполнения правил трансфертного ценообразования в бюджет сверх того поступило в районе 1,4 млрд рублей. И это лишь начало: прейдет скоро итоги первых ревизий по «новым» правилам надзора стоимостей, которые начали функционировать с 2012 года.
Но судебные споры по «старым» правилам трансфертного ценообразования не утихают сейчас. Итог одного из них – спор ОАО «Тольяттиазот» (ТОАЗ) с Межрегиональной инспекцией ФНС Российской Федерации по наибольшим плательщикам налогов № 3 на сумму свыше 0,5 млрд рублей – может перечеркнуть принцип законности при надзор стоимостей для налоговых умыслов на много лет вперед, угрожая многомиллиардными расходами всему русскому бизнесу. В рамках cпора суды отразили в кривом зеркале основной принцип надзора стоимостей – отсчет отклонения цены от рыночного уровня. Очередные слушания по делу ТОАЗ состоятся во вторник 30 июня 2015 года.
Все должно быть согласно законодательству
До 2012 года российские правила трансфертного ценообразования состояли всего из двух статьей НК. Статья 20 определяла, какие организации признавать взаимозависимыми, а статья 40 разрешала контролировать цены в сделках между ними. В то время как цена отклонялась свыше чем на 20% от рыночной, налоговая инспекциябыла вправе пересчитать цену по сделке и доначислить налог.
Что касается статьи 40 НК РФ, то правилаконтроля стоимостей, действовавшие практически десять лет, законодателям удалось уместить в 14 пунктов. Всякий пункт – прямое управление к деянию. Формулировки статьи частично были неточны, в законе отсутствовали кое-какие термины, что, но, не очень сильно мешало налоргам проводить ревизии, восполняя пробелы толкованием. Согласно данным Счетной палаты, лишь в 2010-2013 годах сумма доначисленных налогов за нерыночные стоимости сделала приблизительно 18 млрд рублей. Требования предъявлялись многим: большим нефтяным организациям, отчуждателям газа, дистрибьюторам зарубежных машин, большим табачным и пивным изготовите
No comments:
Post a Comment